Фотограф - это не просто на кнопку нажимать...

авУ нас в гостях Александр Ведерников - фотограф, кандидат технических наук - ядерщик. Он активно сотрудничает с проектом "Россия. Полёт через века". Его работы вошли в первое и второе издание альбома.

Александр, как Вы-инженер пришли к фотографии?

Мой отец всю жизнь проработал на Красногорском оптико-механическом заводе и иногда приносил домой некондиционные фотоаппараты. Я не умел ими пользоваться и все время крутил в руках. Мне было 8 лет, когда папа объяснил принцип их действия и я начал снимать все подряд. Так зародилось это увлечение, которое прошло со мной через все годы.

Это мешало или помогало вашей работе?

Несмотря на то, что я занимался наукой, фотография не исчезала из моей жизни. Я много фотографировал и наступил момент, когда я задумался: "Что с этим делать? Куда двигаться?". И я пошел учиться к известным фотомастерам и прекрасным преподавателям – Сергею Максимишину и Наталье Ударцевой. С 2015 года меня взяли фотокорреспондентом в журнал «Огонёк», а потом и другие издания заинтересовались моими работами.

То есть сегодня Вы считаете себя профессиональным фотографом? Разница в том, что любитель может быть лучше профессионала и профессионал хуже любителя. Под этим вопросом подразумевается, является ли это средством к сосуществованию или это остается увлечением, как рыбалка, например.

Здесь нет однозначного ответа. Разумеется, что денег, которые мне платят в журнале «Огонёк» – их не хватит на жизнь. Слава богу есть другие источники дохода. Сейчас тяжело заниматься просто фотографией, поэтому фотографы берутся за различные коммерческие проекты. Профессионал – это тот, кто может выполнить задание качественно и в срок. Только кто определяет этот срок? И кто отбирает это качество?
Я плотно взаимодействую с союзом фотохудожников России, поэтому мне примерно понятен уровень, ниже которого не должен опускаться фотограф. В начале 2000-х часть изданий позакрывали, и многие фотографы потеряли работу, но от этого они профессионалами меньше быть не стали. Кто-то организует свои фотошколы, кто-то на фрилансе, размывается это понятие «любитель-профессионал».
Я всегда сужу по результату. Весь вопрос в оптике и в голове фотографа. Что ты снимаешь и что у тебя в результате получается. На мой взгляд, это важнее, чем то, чем ты снимаешь. Мне нравится искать необычные подходы, договариваться с людьми. Это действительно профессия, в которой не только на кнопку приходится нажимать.

Вы фотографируете, путешествуете и как известно, по-прежнему поете в хоре при МИФИ?

Для меня музыка – это жизнерадостное отношение к жизни. Просто человек, который любит музыку он добрее, а если добрее-значит коммуникабельнее. И все это в один клубок связывается и интереснее так жить.

Перед Вами альбом «Россия. Полёт через века». Ваши фото вошли в это издание. Какова на ваш взгляд эта книга? 

Я необъективен к этой книге, поскольку имею к ней прямое отношение. Если судить взглядом стороннего наблюдателя, то конечно, поражает масштаб. У нас страна 17 млн. км2, 85 субъектов, совершенно разные люди. И все это удается показать в одной книге, хотя бы частично. Все-таки здесь и ландшафт, и города от Калининграда до Дальнего Востока, а самое главное -люди. Это мало кому удавалось, вообще – это очень сложно показать. Радует, что здесь не только видовые снимки, а есть портреты и жанровые работы. Она очень разная, её хочется листать, возвращаться назад и посмотреть повнимательнее. Разумеется, мне очень интересно смотреть те места, где я не был. Наверное, правильнее будет сказать, что нет аналогов таким фотокнигам и это очень здорово.

В нашем альбоме более 100 авторов. И многие считают, что художников разного почерка сложно уместить в одну книгу, поскольку это создает разное восприятие. Вы как фотограф, чувствуете стиль одних фотографов лишним или неправильным?

Нет, мне не бросилось это в глаза. Несмотря на то, что книга такая пестрая и разная, она как единое целое. Последнее время наметилась тенденция - люди делают фотографии для фотографов, а ваша книга – она для людей.
 
В эпоху интернета идеальной площадкой для фотографов стал Instagram. Как вы считаете – это помогает развитию качественной фотографии или наоборот вредит ей?
 
Стыдно признаться, но меня нет в Instagram. Зрение портится, и я еще больше боюсь ломать глаза от гаджета. Но я знаю, что многие фотографы раскрутились благодаря Instagram. Он эффективнее, чем Facebook в десятки раз. Многие вещи развиваются независимо от нашего желания и мнения по какому-то поводу. В современном мире, где главенствует интернет, есть свои какие-то законы, толком не изученные, поэтому можно осуждать, можно высказывать мнение. Instagram работает и, видимо, мне когда-то придется туда погрузиться. Но пока не хочу...



Работы Александра Ведерникова из серии "Мои герои".