Народные промыслы, вошедшие в проект “Россия. Полёт через века”.
Оружейный орнамент
Декоративная пластина
Резьба по мамонтовой кости
Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы.Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.
Лоскутное шитьё
Владимирская земля издавна славится своими текстильными традициями. Среди них – лоскутное шитьё, один из видов женского рукоделия, которое веками практиковалось в крестьянских семьях. В лоскутном шитье по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.
На рубеже XIX -XX веков лоскутное шитьё широко использовалось в народном костюме, где заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей. Различные изделия из лоскутков можно было встретить во всех уголках Владимирской губернии.
Ростовская финифть
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Палехская миниатюра
Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Затем подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей и сказочных птиц.
Кубачинское серебро
Кубачи - одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в Росии, но и во всем мире работами своих мастеров-ювелиров. В XIX — начале XX века Кубачи прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий.
Главное отличие кубачинских изделий – это покрытие их чернью. В этом деле кубачинцы уже многие годы «соперничают» с мастерами из Великого Устюга. Говорят, что многие хотели заполучить тайну кубачинской черни. Но для мастера выдать секрет означает предать память предков. Поэтому все рецепты хранятся за «семью печатями».
Гжельская роспись
Гжель - небольшое село, название которого стало символом неповторимого искусства и народного мастерства.Это вид русской народной росписи и один из традиционных российских центров производства керамики. На сегодняшний день — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии, Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
Хохломская роспись
Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семёновского уезда Нижегородской губернии. Хохломские мастера стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.